Образовательный центр

“УМКА”

Логотип

8 (950) 129-20-14


Родительский клуб

отзыв

Игра — это искра

Уважаемые родители и гости нашего сайта ответьте, пожалуйста, на вопрос: что самого яркого запомнилось вам с детства? Что самого радостного вы испытывали при общении с родителями? Наверняка вспоминаете моменты, когда родители играли с вами, ваши игры с друзьями, подарки (когда дарили долгожданную игрушку или неожиданный подарок?!!). Так и наши дети будут вспоминать самые счастливые моменты, те, которые связаны с игрой, игрушками, подарками.

Так и должно быть. Ведь основная деятельность у детей от трёх до семи лет — игровая. После семи лет ребенок готов к обучению именно по школьной программе, изучать математику, русский и другие учебные предметы. А до школы он постигает знания в игровой форме.

Сейчас большое внимание уделяется дошкольному образованию. Это здорово, что родители на раннем этапе развития детей заинтересованы в подготовке к школе, водят своих чад на развивающие занятия. Только при выборе педагога, образовательного учреждения важно знать, что занятия с детьми до шести-семи лет проводятся в игровой форме (будь то английский, математика, занятия по развитию речи).

Часто родители, имея представления о будущем, как более жестком, требующем высокую квалификацию, и менее гуманном, недооценивают дошкольное детство, как особую пору радости, обесценивают собственно детские увлечения, такие как танцы, рисование, музыка, игра. Следует особо подчеркнуть, что это не просто детские увлечения, а основные линии развития дошкольника — эстетическое и социальное развитие.

Недопонимание этого аспекта родителями, отдаляет их от детей, и является одной из причин появления дошкольников, отрицательно настроенных на обучение, что неминуемо ведет к снижению познавательных и творческих способностей. Так бывает, когда родители слишком рано (с 2х-3х лет) заставляют детей учить буквы, считать.
Перед родителями стоят важнейшие задачи: при всех общественных катаклизмах ценить детство, больше общаться со своими детьми, стремиться к тому, чтобы ребенок познавал мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны, приносят радость и более всего продвигают его в развитии. Способности проявляются тогда, когда ребенок проявляет личную заинтересованность в деятельности, когда она порождает творческий порыв.

Чему обучается ребенок в сюжетно-ролевой игре?

  1. Эмоционально вживаться, «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей.
  2. Переживать жизненные ситуации других людей, как свои собственные, понимать смысл их действий, поступков.
  3. Осознавать свое реальное место среди других людей. Роль позволяет ребенку посмотреть на себя со стороны, делает видимым для него реально положение среди взрослых и сверстников.
  4. Cделать для себя открытие: желание и стремление других людей не всегда совпадают с моими.
  5. Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра — это арена детских успехов и достижений.
    Задача взрослых — закреплять у ребенка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.
    Кроме того, каждый из детей в любой момент своей жизни должен быть уверен в том, что родители и воспитатели любят и уважают его, несмотря на его неудачи и плохое поведение. Драчливого и непокорного ребенка любят точно так же, как общительного и дружелюбного. Это важнейшее условие развития.
  6. Ролевая игра позволяет надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.
    Игра представляет детям возможность, ставить и решать собственные задачи. Это способствует мобилизации сил, творческой энергии, раньше не находившей выхода. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.
  7. В играх дети учатся свободно выражать свои чувства.
    Часто дети, стремясь угодить родителям или воспитателю, стараются не обнаружить чувство, желание, к которым отрицательно относится взрослый. Ребенок, живущий под постоянным, неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаружить свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому для того, чтобы ребенок вел себя естественно, взрослые должны положительно относиться к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.
  8. В игре у ребенка есть возможность говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.
    Дети говорят с самими собой на языке эмоций. У них нет еще развернутой внутренней речи, и поэтому им нужно время, чтобы играя, поговорить с самим собой.
  9. Игра помогает переживать свой гнев, зависть, тревогу, беспокойство.
    В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

Рекомендация для родителей:

  • для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще.
  • приветствуйте проявления любых чувств, но не любого поведения.
  • поддерживайте усилия детей сохранять хорошее отношение со сверстниками.
  • обратите особое внимание на неиграющих детей.

Одна из причин того, что дети не играют это недооценка этой деятельности взрослыми. Главный аргумент взрослых: игра — это бесполезная деятельность, которая не пригодиться в будущем (в отличие от письма и счета). Так ли это на самом деле?

Играя ребенок всегда находится на стыке реального и игрового мира, занимает одновременно две позиции: реальную — ребёнка и условную — взрослого. Это основное достижение игры. Она оставляет после себя вспаханное поле, на котором могут произрастать плоды теоретической деятельности — искусство и наука.

Для чего человеку дано детство?

Первое — это биологическое созревание. Второе-детство дано для того, чтобы мы подготовились к вхождению довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями и представлениями.

Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях маленький ребенок, сам того не подозревая, решает главную задачу своей жизни — он определяет своё место и свой путь среди людей. А для её выполнения нужна сюжетно-ролевая игра.

Доказано, что в этой деятельности особенно успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общение.

Но самое главное, что порождает сюжетно-ролевая игра — это стремление к самореализации и самовыражению.

Фраза Сухомлинского «Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» особенно актуальна для детства. Ведь ребенок едва научившись удовлетворять свои первые потребности, только войдя в реальную жизнь, должен уже уметь подниматься над ней, наполняться социальными желаниями, планами, преодолевая свой эгоизм и эгоцентризм.

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
Сухомлинский В. А